Строительные трубы для водопропускных сооружений

Технический регламент на использование спиральновитых гофрированных труб в дорожном строительстве был разработан в соответствии с тех. заданием «Росавтодора».

Строительные трубы водопропускныеВ ходе подготовки методических рекомендаций учитывался опыт использования СГМТ в условиях реального дорожного строительства в Сибири, районах Забайкалья и на Дальнем Востоке.

В частности, был исследован опыт применения гофрированных металлических труб в ходе строительства автомобильной дороги Чита-Хабаровск, где были использованы водопропускные трубы разного размера.

Компания Росавтодор использовала материалы, имеющиеся в ЦНИИСе, СибЦНИИСе, СоюздорНИИ и РосдорНИИ, обобщила накопленный опыт и издала Технический регламент. С учетом обобщения зарубежного опыта, эти данные были изданы под названием «Методические рекомендации по применению металлических гофрированных водопропускных труб при строительстве автодороги Чита – Хабаровск». Этот документ послужил основой для разработки нового тех. регламента.

История использования СГМТ на объектах дорожного строительства

Ещё в конце 60-х годов прошлого столетия велись разработки альтернативных вариантов для бетонных водопропускных сооружений на дорожном строительстве и масштабных мелиоративных работах.

В 1970-1975гг. ЦНИИС провел исследования образцов водопропускных труб из стеклопластика и  металла. Стеклопластиковые строительные трубы не оправдали ожиданий дорожных строителей, и их производство далее не развивалось.

Опытное производство металлических гофрированных оцинкованных труб было размещено на базе заводов МинТрансСтроя. Это производство выпускало строительные трубы диаметром 1 и 3 метра, что было обусловлено технологическими параметрами промышленного производства.

Новая продукция была применена на строительстве железных дорог Западной Сибири и БАМа. На трубы был выпущен первый нормативный документ ВСН 176-71(1971г.).

Сборные металлические гофрированные конструкцииДостаточно долго разрабатывался строительный регламент на проектирование и строительство водопропускных дорожных сооружений. Он был утвержден к применению только в 1978 году. Данный документ ВСН 176-78 был подготовлен тем же ЦНИИСом, а согласован и утвержден МПС и МинТрансМтроем.

В документе регламентировалось использование труб в условиях вечной мерзлоты, и внесены дополнения в раздел по устройству гидроизоляции, а также обеспечению прочности сооружений при использовании их на высоких насыпях.

За годы, прошедшие с момента разработки регламента в 1978 году, многое поменялось в технологии производства спиральновитых труб, серьезно изменилось сырье и защитные покрытия. Эксплуатация металлических строительных труб показала, что необходимы дополнительные исследования для использования продукции в условиях повышенной сейсмичности, подвижных грунтов и проч.

Необходимость дополнительных исследований была вызвана и появлением новейших материалов, которые позволили производить большие сборные металлические конструкции диаметром больше 3 метров, с увеличенным гофром и различными вариантами поперечного сечения. За рубежом такие легкие и прочные конструкции начали широко применяться на строительстве дорог уже с начала 90-х годов. В отечественной практике применение новых материалов и технологий тормозилось отсутствуем нормативно-правовой базы и устаревшими регламентами.

Единичное использование этих материалов в России велось в основном, иностранными компаниями, с использованием импортных материалов и техники, с использованием иностранных технологий монтажа. Зарубежные компании представляли регламенты, изданные на основе испытаний труб в условиях Северной Канады и приполярных штатов США.

В данный момент в России выпускаются гофрированные сборные конструкции диаметром до 8 метров, что позволяет использовать их в качестве защитного кожуха в подземных тоннелях для проезда автомобилей, прогона скота, пешеходных переходов, а также в качестве легких строительных конструкций для складов и спортивных объектов.

Наши собственные исследования

Строительные трубы для автомобильных дорогВ 2016 году в сотрудничестве наших инженеров со специалистами компании «Автодор» был подготовлен нормативный документ типовой проект «Применение спиральновитых гофрированных металлических труб отверстием от 0,5 до 3,0м».

В том же, 2016 году по заказу нашей компании были проведены испытания СГМТ, при сейсмическом воздействии 9-ти балльного по шкале MSK-64 землетрясения. Данное исследование подготовила организация ООО«Центр динамического анализа конструкций».

В результате обобщения нескольких документов были изданы методические указания по использованию труб.

На нашем сайте мы будем публиковать выдержки из данного документа в статейном разделе.